Сегодня последний день, когда «Хавейл Мотор Рус» может подписать специнвестконтракт (СПИК) с Правительством РФ, точнее, с межведомственной комиссией по специнвестконтрактам Минпромторга. Формально СПИК можно подписать до 1 июля, но де-факто срок ограничивается именно сегодняшним днем. И, судя по всему, СПИК с Haval подписан не будет, во всяком случае по состоянию на 16.00 28 июня никакой информации об этом из Минпромторга не поступало. Это означает, что китайский автопроизводитель не будет иметь господдержки своего завода в Тульской области.
Напомним, что СПИК, заключенный до 1 июля, в обмен на определенный объем инвестиций и обязательств по локализации продукции дает право производителю на получение компенсации утилизационного сбора, возможность участия в госзакупках и некоторые налоговые преференции. Порог доступа к новому варианту СПИКа (СПИК 2.0) определен постановлением №661 от 25 мая, которое утверждает новую схему подсчета уровня локализации — балльную. Так, минимальное количество баллов, необходимых для заключения СПИКа после 1 июля, составит 7000. Учитывая, что сварка и окраска кузова в сумме дают только 900 баллов, порог в 7000 баллов можно считать заградительным. Такой уровень локализации сейчас реализован только на АвтоВАЗе.
Haval очень рассчитывал на подписание СПИКа до 1 июля, соответствующая заявка в Минпромторг была отправлена еще в конце прошлого года. Несколько дней тому назад было одобрено четыре аналогичных заявки, от Volkswagen, PSA, GM-АвтоВАЗ, Volvo Trucks и Автотора. Haval в этом списке не оказалось. Не помогло даже прямое вмешательство в процесс губернатора Тульской области Алексея Дюмина и факт обсуждения проблемы между Владимиром Путиным и главой Китая Си Цзиньпином в период официального открытия завода Haval под Тулой.
Как неофициально утверждают наши источники в Минпромторге, в правительстве понимают, что Haval — крупный инвестор, уже вложивший в свой российский проект около $500 млн и взявший обязательства вложить еще столько же. Но у Haval уже есть определенные льготы как у резидента индустриального парк Узловая. Это посчитали достаточным. А еще более неофициально нам сообщили, что в России сейчас — очевидный переизбыток автопроизводственных мощностей, и субсидировать еще один проект нерационально, ресурсов не очень хватает даже для поддержки более старых производителей, работающих еще со времен первого постановления о промышленной сборке. Поэтому недопуск Haval к промсубсидиям — это вопрос исторических приоритетов, никакой дискриминации по национальному признаку. Тем более что Haval может попытаться войти в СПИК позже, когда его производство будет отвечать необходимому уровню локализации (7000 баллов и более). Официальные планы Haval как раз соответствуют этому уровню.
А вот на вопрос о том, сможет ли Haval в рамках СПИК заниматься контрактной сборкой, ответ был простым: только в том случае, если 90% производимых автомобилей будут соответствовать необходимому количеству балов (7000). Очевидно, что глубокая локализация для контрактных моделей нерентабельна и их производство будет «тянуть» баллы из самого Haval. Поэтому неподписание СПИКа до 1 июля способно поставить крест на идее сборки на заводе Haval автомобилей других брендов.