Судя по комментариям наших читателей, да и не только их, изрядная часть автомобилистов рассматривают нынешнюю ситуацию на рынке как временную: дескать, пройдет время — и Мерседес, BMW и Lexus, а вместе с ними и остальные ушедшие непременно вернутся. Что ж, будем надеяться, что это так, но тут нужно напомнить, что изрядное число «недружественных» брендов, хотя и перестали торговать машинами, все-таки продолжают обеспечивать гарантию и запчастями дилеров, при этом не мешая (или даже помогая) доставке своих автомобилей в Россию по параллельным схемам. Недавно мы писали большой материал на эту тему. Между тем в силу прямых и косвенных санкций их доля на рынке существенно сокращается.
Лидером по-прежнему остаются автомобили японских брендов: в II квартале продано 8246 машин. Таким образом, их доля составила 2,1%, притом что еще в I квартале она была 3,5% (11 735 штук). Сбыт машин немецких марок в II квартале сократился несущественно — с 7661 до 7037 штук, однако за счет того, что рынок в целом вырос на 17,5%, их доля упала с 2,3% до 1,8%. Радикальнее всего просели автомобили южнокорейских марок. В штуках — с 9116 до 5837, а по доле — с 2,7% до 1,5%. Причины такого положения дел мы описывали неоднократно, возвращаться к этому не будем и лучше посмотрим, в каких объемах продаются некогда мощные бренды этих стран.
Интересный расклад наблюдаем в «большой немецкой тройке». Если в прежние времена Mercedes-Benz и BMW шли примерно вровень, а Audi — с заметным отставанием, то сейчас картина такая. BMW в II квартале разошлись тиражом 2891 штука, Mercedes-Benz — 1660, то есть почти в два раза хуже, а вот сбыт Audi фактически сошел на нет — 740 штук, или 246 в среднем в месяц. «Народный» Volkswagen тоже не может похвастать большими объемами — 1171 штука с марта по июнь. Во всех перечисленных брендах лидерство захватили самые дорогие модификации самых дорогих моделей: привозить C-klasse или Audi A4 совершенно невыгодно, да и мало кому из потребителей нужно. К примеру, у BMW лидерская тройка выглядит так: X5 (698 штук), X7 (541), X6 (384), а самой популярной из легковых стала 5-я серия с результатом 245 машин. У Mercedes-Benz лидирует пара GLS (346 штук) и GLE (317). BMW везут в основном из Германии (2320 штук в II квартале), Mercedes-Benz — оттуда же (1189 штук в II квартале).
А что с Toyota? Вроде бы сразу несколько крупных игроков взялись возить эти машины с китайских заводов по параллельному импорту. Да, но в II квартале в среднем сбыт составил чуть больше 1,1 тысячи в месяц, а всего с апреля по июнь на учет встали 3374 Тойоты. Из них всех видов Ленд Крузеров продана 601 штука, Camry — 844, за седаном идет RAV4 — 706. Avalon продается слабо (54 штуки), Corolla нашла 305 покупателей, пикап Hilux — 180 и так далее. Невзирая на запрет ввоза в Россию автомобилей с мотором выше 1,9 литра еще в августе прошлого года, с апреля по июнь на учет встало более тысячи машин марки Toyota, выпущенных в Стране восходящего солнца. В I квартале таких было 1834 штуки. В общем, мы видим, что запреты действуют и подсанкционный импорт иссякает…
В I квартале серые и прочие дилеры продали в России 1635 автомобилей Mazda, а вот с апреля по июнь — только 982. Хотя Mazda, как и многие другие марки, не покинула наш рынок, обеспечивая дилеров запчастями, очевидно, что следующий год будет решающим в части решения о сохранении представительства. Вряд ли японцы будут просто так «держать место». Лидером в линейке остается компактный кроссовер CX-5 (378 штук), а вот китайский CX-4 на наших широтах так и не прижился: только 176 машин. Mazda 6, казалось бы, утратила свои позиции: все проданные в I полугодии экземпляры были завезены в Россию еще до начала украинских событий. Склады эти почти закончились: за шесть месяцев года — только 11 автомобилей. Впрочем, это не более чем видимость: в Китае машину предлагают под именем Atenza, которая продается и у нас, правда, в весьма скромных объемах — только 215 штук в II квартале.
Остается посмотреть, как там наши «корейцы» — Kia и Hyundai. По ним мы тоже зафиксировали поставки с китайских предприятий, правда, несущественные. В целом в II квартале реализовано 2637 автомобилей Hyundai, что на треть меньше, чем в первом. У Kia показатели чуть лучше: 3123 против 5157.
Из всего сказанного следует, что основные марки так называемых недружественных стран довольно быстро теряют рыночную долю, превращаясь в узконишевые рыночные продукты. Исчезнут ли они совсем или появятся предпосылки к возврату на прежние позиции, думается, будет ясно уже в этом году…