По мере того как выпуск продукции на Московском автомобильном заводе «Москвич» набирает обороты, расширяется дилерская сеть и прорабатываются планы по запуску новых моделей, в привычную колею входит и работа пресс-службы. Напомним, что с прошлой весны, когда стало известно, что мэр Собянин «взял завод на баланс города», редакция Дрома сформировала несколько информационных запросов, но все они остались без ответа. Однако сейчас ситуация изменилась — на очередной запрос нам ответили в течение суток, и это приятно уже само по себе, хотя в ответах содержится не так много фактуры, как мы рассчитывали.
Итак, если верить ответам пресс-службы, на заводе «Москвич» случилось важное событие: осуществлен переход от постовой сборки к конвейерной. Напомним, что на первом тест-драйве Москвича 3 официальные лица намечали это событие на февраль-март. И вот нам сообщили, что переход уже произошел: «с середины марта заработала главная линия конвейера».
Кроме того, сократилось количество ручных операций, зато появились операции автоматические. К сожалению, подробностей нам не раскрыли — мы запрашивали, как изменилось количество проводимых при сборке операций: по идее, оно должно было увеличиться. Однако мы не исключаем, что количество либо осталось прежним, либо увеличилось, но несущественно, и опираемся в наших рассуждениях на конкретную формулировку в ответах, а именно: «автомобили собирают по методу крупного узла». Кроме того, на наш вопрос, «по какому технологическому методу изготавливаются автомобили: SKD-1, SKD-2, SKD-3 или SKD-4», нам сообщили, что речь идет о методе SKD-1. Напомним, что сама аббревиатура SKD означает отверточную сборку, а цифра — объем проводимых сборочных операций.
В свое время метод SKD-4 ввел в российскую практику калининградский «Автотор» и с тех пор называет его «методом сборки на основе импортированных кузовов». Он заключается в том, что на завод поступают сваренный и окрашенный (то есть полностью готовый) кузов и несколько тысяч комплектующих к нему. При этом, несмотря на простоту операций, за счет их количества при сборке SKD-4 создается относительно высокая доля добавленной стоимости. При этом SKD-1 — это наименее трудоемкий процесс с минимальным количеством операций. Проще говоря, мы констатируем, что по уровню добавляемой при сборке стоимости конвейерный Москвич недалеко ушел от постового. Другое дело, что важен сам факт такого перехода.
А вот скорость сборки была увеличена: вместо 100 машин в день теперь собирают 200, притом что сборку проводят в две смены. Переход к конвейеру пока не сказался на локализации — она по-прежнему на нуле: «процессы запущены, но на них требуется время».
А вот старт собственной сварки кузовов, по крайней мере, из российской штамповки, судя по всему, сдвинут, ибо его сроки теперь обозначают как «конец 2023 года — начало 2024-го». Напомним, что, по нашим данным, часть номенклатуры (или даже всю) может взять на себя российско-японская фирма «Альфа Аутоматив Техноложис», которая до ноября прошлого года располагалась на территории бывшего ЗИЛа. Компания предлагает заказчикам только холодную штамповку, и если это не ограничивает производство деталей для «Москвича», она вполне может стать единственным поставщиком. Почему мы говорим о всей номенклатуре? Дело в том, что в планах «Москвича» — полный переход на российскую штамповку, по крайней мере, пресс-служба говорит обо «всех деталях кузова».
Вместе с тем мы видим, что основные проблемы московского завода пока связаны вовсе не с технологией выпуска, а с дистрибуцией. Мы обратили на это внимание еще в прошлом году, когда при заявленном объеме выпуска в 600 машин на учет в ГИБДД встали только 6. В этом году картина принципиально не меняется: с января по март на учет встал 461 автомобиль, при этом 4 апреля мэр столицы Сергей Собянин сообщил о 7000 собранных машин! То есть налицо явное несоответствие объемов выпуска объемам реализации. Будем надеяться, что столичный завод преодолеет все трудности, по крайней мере, оптимизм внушает тот факт, что мартовские продажи (375 шт.) составляют львиную долю от всех сделок первого квартала.
Напоследок вернемся к факту перехода от постовой сборки к конвейерной. Ответы пресс-службы — это хорошо, но все-таки окончательно нас убедит только визит на завод — нужно все увидеть собственными глазами.