В середине сентября появилась информация о подготовке к выпуску модификации Niva Legend под названием «Спорт». Сообщалось, что производством машины займётся ВАЗовское подразделение Лада Спорт и что оснащаться она будет двигателем от переднеприводных моделей ВАЗа. Сейчас мы можем рассказать о конструкции Нивы Спорт чуть подробнее.
Нива Спорт – это, фактически, продолжение работ по проекту улучшения старой Нивы под условным названием М5. Буквами М на ВАЗе обозначались разные этапы модернизации этой машины. Последний пакет изменений, который успели внедрить в 2019 году, проходил под индексом М5.3 (новая передняя панель, сиденья, подушка безопасности, ЭРА-ГЛОНАСС). Веху М5 ВАЗ умудрился перескочить: на глубокие изменения машины не хватало средств.
Чем могла стать модель, если бы в 2014-2015 годах у завода нашлись деньги на её дальнейшую модернизацию, нам рассказывал непосредственный участник всех событий Михаил Ледяев.
Михаил до последнего «тянул» на ВАЗе этот проект. Но когда руководство однозначно объявило, что никаких серьёзных улучшений в конструкцию Нивы более вноситься не будет, ушёл с завода в фирму Супер-авто, которая пыталась наладить мелкосерийное производство обновлённой версии старого внедорожника. Но у Супер-авто не хватило ресурсов на производство и сертификацию.
И вот сейчас, когда с ВАЗа ушли почти все модели, разработанные в сотрудничестве с бывшими французскими акционерами, старая Нива получила ещё один шанс на модернизацию. Поскольку речь идёт о довольно глубокой переработке конструкции, то «обкатать» некоторые решения сочли целесообразным на мелких сериях. Производством обновлённой Нивы займётся «дочка» ВАЗа – Лада Спорт. Отсюда и название машины – Нива Спорт. Хотя спортивного в ней, признаться, не будет почти ничего. Это де-факто всё тот же набор конструктивных изменений, предлагаемых Михаилом Ледяевым, который ныне работает в Ладе Спорт.
Главный вопрос – двигатель. Президент ВАЗа Максим Соколов, вручая дизайнеру Нивы Валерию Сёмушкину сертификат на первый экземпляр Нивы Спорт, сказал, что машина будет комплектоваться моторами 1,6 и 1,8. Поскольку производство двигателей ВАЗ 21179 (1,8) не возобновлено и сроки этого не называются, логично предположить, что как минимум первые экземпляры Нивы Спорт окажутся с двигателями 1,6, причём с восьмиклапанными (ВАЗ-11182). Но источник на ВАЗе сообщил нам, что имеется вероятность выпуска Нивы Спорт со старым двигателем 1,7, по крайней мере, на первых порах. Этот вариант лоббируется некоторыми представителями (скажем так) самого ВАЗа и с Ладой Спорт сейчас идёт «утряска моторного вопроса».
Как бы не решилось дело с мотором, запаски в моторном отсеке у Нивы Спорт не окажется. Запасного колеса не планируется вообще, вместо него в комплект положат ремкомплект для шин. Дело в том, что Ниве Спорт прочат 17-дюймовые колёса, а такая запаска в капотное пространство не помещается. А установка нового двигателя тем паче исключает запаску под крышкой капота.
Объём работ по установке – очень большой, нужно переделывать поддон картера, системы впуска и выпуска и т.д. На Ниве Спорт отработают технологические решения, которые потом предполагают перенести на основной конвейер. Благо, выпуск Нивы Legend официально продлён до 2030 года.
Некоторые решения без существенных изменений перенесут с прототипа, построенного фирмой Супер-авто. Но на радикальные решения типа установки реечного рулевого управления создатели Нивы Спорт не решились – рулевая колонка останется прежней.
В заднем мосту появится четырёхсаттелитный дифференциал и усиливающие элементы на балке моста. Раздаточная коробка останется штатной, но в неё внедрят электропривод блокировки межосевого дифференциала. Такая же блокировка появится и в заднем редукторе, но позже, на втором этапе. Планируются и некоторые другие изменения.
Максим Соколов обещал представить серийную Ниву Спорт в конце января 2023 года, максимум в начале февраля. Наши собеседники на ВАЗе убеждены, что в этот срок Лада Спорт не «впишется» и старт проекта придётся перенести минимум на два-три месяца.