Первый — под маркой Тонар, до сей поры фирма из подмосковного Орехово-Зуево постройкой таких машин не занималась. Разработка велась при участии Минпромторга: он субсидировал затраты на НИОКР в размере 60 млн рублей в рамках постановления правительства № 1649.
Модель получила название Тонар Т-35, по количеству тонн груза, который может перевезти. Более привычный отраслевой индекс — Тонар-7507. Силовой агрегат у первого экземпляра импортный: дизель Cummins QSZ13, рядный, шестицилиндровый, мощностью 450 л.с./2100 Н.м. Но возможна установка ярославского тяжелого дизеля V8 ЯМЗ-6585. У него рабочий объем побольше (15 литров против 13 у Cummins), а мощность он выдает чуть меньшую — 420 л.с. при моменте 2100 Н.м. Коробка передач автоматическая, Allison 4500 с гидротрансформатором, отлично зарекомендовавшая себя на подобной технике. Если не принимать в расчет силовой агрегат и некоторые редукторы, то Т-35 собран полностью из российских компонентов. С двигателем ЯМЗ его уровень локализации будет очень высоким, даже в стоимостном выражении. На «Тонаре» машину называют полностью российской.
В этом шарнирно-сочлененном самосвале (ШСС) инженеры «Тонара» применили ряд «авторских» решений, опробованных на мелкосерийных «технологических» грузовиках, в частности, подвеску, где упругими элементами выступают цельнорезиновые вставки.
Поворот машины осуществляется гидроцилиндрами (поворачивается сразу вся передняя часть), применены мокрые гидравлические тормоза, которые позволяют обходиться без ретардера (но требуют дополнительного охлаждения).
Многое пришлось разрабатывать заново, начиная от кабины и заканчивая механизмом сочленения. Машина еще не до конца даже собрана — ее впервые запустили за несколько часов до презентации, поэтому интерьеру кабины не успели придать должный лоск. Т-35 предстоят длительные испытания и, возможно, коррекция конструкции. Интерьер так вообще планируют переделать.
Машина весит 30 тонн, соответственно, полная масса ее — 65 тонн. При объеме кузова (если засыпать «с горкой») в 20 кубометров. Очевидно, что конструкции как кузова, так и тележки сделаны с солидным запасом и до 40 тонн машина сможет взять более-менее свободно, реальным ограничением выступают только шины. Но уже готовится и сорокатонная модификация с усиленными покрышками.
Строили первый образец Т-35 чуть больше года. Причем не по конкретному заказу, а по собственной инициативе, так сказать, на свободный рынок. Идея появилась еще в 2016-м, сначала сделали несколько 3D-макетов, теперь вот построили «живую» машину. Она закрывает линейку тяжелых грузовиков Тонара, используемых в добыче полезных ископаемых.
В производственной программе фирмы есть тягачи с прицепами для работы на длинных перегонах Тонар-7502, есть внедорожные автомобили на 45-60 тонн, они ездят на сравнительно небольшие расстояния (Тонар-45251 и Тонар-7501). Но эти машины предназначены для более-менее приличных дорог, попытки использовать их непосредственно в карьерах, как говорит гендиректор «Тонара» Денис Кривцов, «ничем хорошим не заканчивались». А главное достоинство шарнирно-сочлененной компоновки — высокая проходимость, такие самосвалы могут работать практически в любых условиях. Кстати, ОТТС для машин получать не нужно, они не работают на дорогах общего пользования. Фактически это трактор, которому требуется только сертификат безопасности.
Про возможную розничную цену Денис Кривцов сказал так:
— В условиях, когда стоимость металла растет ежедневно, предсказать цену на момент начала продаж невозможно. Даже сейчас мы не успеваем пересчитывать себестоимость! Могу сказать, что будем держать цены «с большим зазором» по отношению к конкурентам.
А вот размер этого «зазора» господин Кривцов предпочел не называть. Равно как и общие затраты на разработку. На вопрос, сможет ли «Тонар» производить хотя бы десяток таких машин в год, рассмеялся и ответил: «Больше, намного больше». Учитывая, что в России в год продается от 150 до 200 ШСС, «Тонар» наметился минимум на четверть этого рынка.