Итоги продаж новых машин в мае оказались безрадужными: российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей упал на 6,7% относительно мая 2018 года. Однако на деле ситуация может оказаться еще более пугающей. Как удалось выяснить «Коммерсанту», регистрации новых авто в мае упали сразу на 18%, до 124,5 тысячи машин. Таким образом, расхождение со статистикой Ассоциации Европейского бизнеса (АЕБ), согласно которой покупателям отгрузили 137,6 тысячи авто, составляет 9,6%.
Разницу отчасти можно списать на покупки, которые совершают жители соседних стран, в первую очередь Казахстана и Беларуси, а также задержки автомобилей у перекупщиков. Однако источник делового издания заявляет, что поток машин в ближайшие страны существенно снизился в последнее время.
Проблема может заключаться в том, что автопроизводители и дистрибьюторы отчитываются перед АЕБ о продаже автомобилей, которые все еще остаются на складах дилеров. Такой практике много лет. К примеру, японские бренды нередко прибегают к ней в марте, когда они закрывают финансовый год. В марте 2019 года расхождение было еще выше майского — 13%.
Доля фиктивных продаж в зависимости от бренда может составлять от 3-5 до 50%. Автомобиль физически остается у дилера, в связи с чем у каждого второго наблюдается «затоваривание». Такая ситуация отчасти сложилась из-за того, что в штаб-квартирах автомобильных компаний работа подразделений оценивается по валовым показателям, в том числе по доле рынка, за это получают зарплату и бонусы. А поскольку планы концернов строились на более позитивном прогнозе, то теперь дилерам приходится изгаляться и «рисовать» фейковые показатели.
В случае кризиса серые схемы могут привести к банкротству дилеров. Подобное наблюдалось в период прошлых кризисов: в 1998, 2008 и 2014-2015 годах. При этом самих автопроизводителей это не волнует: место выбывших представителей на рынке тут же занимают новые игроки.
Покупателям же необходимо внимательно проверить гарантийный талон: он начинает действовать с момента, как дилер отчитался о продаже. В итоге если якобы проданный автомобиль находится на складе, гарантия на него постепенно истекает.