Отмена этапа Сальта — Чилесито должна была дать передышку участникам ралли «Дакар» для того, чтобы добраться до шахтерского городка Чилесито и произвести необходимые ремонты и обслуживание машин после марафонского этапа Ла-Пас — Уюни — Сальта. Учитывая длину лиазона до Чилесито — 675 километров — командам ассистанс пришлось действовать в условиях жуткого цейтнота. К утру 11 января на бивуак добралась лишь малая часть экипажей технической поддержки. К ночи 12 января ситуация не улучшилась: в Чилесито не набралось и половины гоночного каравана, многие автомобили технической поддержки из-за оползня просто отрезаны от остального мира. Оползень также снес на своем пути и целую деревню, есть много человеческих жертв.
Также не добавила оптимизма информация о перевороте автомобиля технической поддержки легкового экипажа под управлением Дениса Березовского. Водитель 26-тонного большегруза не справился с управлением, грузовик ушел в обрыв и перевернулся. Команда грузовой «технички» Артура Ардавичуса частично смогла оказать сервис машине Дениса Березовского и его штурмана Алексея Никижева. Но полную сервисную процедуру Toyota Land Cruiser 200 так и не прошел. У команды попросту нет необходимой сервисной электроники.
Тем не менее, к 10-му этапу оставшиеся в строю участники были готовы и вышли на старт. Но природа опять преподнесла сюрприз. Спуск с боливийского высокогорья Альтиплано привел к следующим испытаниям: сильнейшей 50-градусной жаре.
Этап «Чилесито — Сан-Хуан» — это 751 км, из них 449 приходятся на трассу спецучастка. Накануне организаторы анонсировали его так: «руки, плечи и ноги участников подвергнутся грубому тесту, особенно на длинном «триальном» участке, который станет ключевым моментом этапа. Скорость участников увеличится к концу спецучастка, но навигационные «нюансы» не позволят гнать вовсю. Ошибки пенализируются не секундами, а минутами».
И на самом деле: этап изобиловал пересохшими руслами горных речушек и кочкарником, а также извилистыми дорогами, узкими ущельями и обрывами. Общий старт всех категорий сделал трассу еще более тесной. На «прямиках» грузовики догоняли джипы, на извилистых же горных серпантинах джипы были быстрее и пытались вернуть позиции. Это послужило причиной многих аварий, о которых мы расскажем чуть позже.
Мото
10-й этап «Дакара» полностью покорился мотоциклисту Хауну Борреда Борду, который прошел его практически идеально. Однако тот факт, что несколько этапов тому назад все мотоциклисты Honda были оштрафованы на час за дозаправку в неположенном месте, фактически лишил Борреда Борда надежды на подиум: после вчерашнего этапа он лишь 5-й.
Мишель Метдж получил штраф в час времени за пропуск КП и откатился на 17-ю позицию. Кинтанилья, занимавший вторую строчку в общем зачете, в результате падения и полученных травм был вынужден сойти.
Сэм Сандерленд продолжает лидировать в общем зачете, но теперь между ним и Маттиасом Уолкнером, идущим на второй позиции, 30-минутный разрыв, что очень много для зачета мото. Третье место занимает Жерар Фаррес Гуэль. Все трое используют технику KTM.
Анастасия Нифонтова финишировала 90-й, Александр Иванютин – 44-м.
Квадро
Сегодняшнюю трассу Сергей Карякин прошел за 6 часов 52 мин. 43 сек. Российский квадроциклист лишь на первом контрольном пункте немного отстал от ближайших соперников, но уже со второй отметки времени стал лидером спецучастка, постепенно увеличивая разрыв. В итоге первое место на 10-м этапе (это второй выигранный спецучасток Сергея на марафоне) и привез Касале 10 минут 46 секунд. Остается только предположить, что остальные участники (на старт сегодня вышли 23 квадроциклиста) столкнулись с навигационными проблемами. Иначе как объяснить тот факт, что спортсмен, финишировавший на третьем месте, отстал от Карякина на 1 час 26 мин.
Сергей Карякин: «Длинный спецучасток, немного утомился его ехать. Первая часть трассы была сложной по навигации, заблудился, потерял минут 10, когда вернулся на маршрут, думал, что сильно от всех отстал, но, как оказалось, на второй контрольной точке я был уже первым. Отсюда и сохранил лидерство. Осталось еще два спецучастка, но расслабляться нельзя».
В итоговой классификации соревнования Сергей Карякин первый, его преимущество (опять же перед чилийцем Игнасио Касале) составляет 21 минуту. Третий в Overall француз Pablo Copetti, он отстает от россиянина на 3 часа 6 минут.
Авто
Что касается зачета внедорожников, то здесь уже второй этап подряд лидирующие позиции в общем зачете разыгрываются среди экипажей Peugeot. После 10-го этапа лидирует 12-кратный чемпион «Дакара» Стефан Петрансель, его главный соперник — Себастьян Леб.
На 83-м километре СУ у Петранселя произошло серьезное столкновение с одним из участников мотозачета, в результате чего мотоциклист получил открытый перелом берцовой кости, при этом организаторы не увидели в этом вины Стефана Петранселя, а 14 минут, потраченные им на оказание помощи мотоциклисту и ожидание медиков, были компенсированы, так что в итоге Петрансель «привез» Лебу 7 минут по результатам этапа и возглавил общий зачет с отрывом более 5 минут. Третьим стал Сирил Депре.
Не повезло Мике Хирвонену: при столкновении с грузовиком он серьезно повредил радиатор и потерял на этом более трех часов. По сути, он выбывает из борьбы за подиум.
Экипаж Astana Motorsports в составе пилота Дениса Березовского и штурмана Алексея Никижева, выступающий на Toyota Land Cruiser 200 в зачете Т2, проявил настоящее мужество: после трех дней без технической поддержки на марафонском этапе «Дакара» вышел на старт десятого гоночного дня. Спортсмены смогли сохранить за собой третье место в своем классе. На этапе же Д. Березовский и А. Никижев пришли 31-ми, заняв 29-ю позицию в генеральной турнирной таблице.
Денис Березовский: «Нам наконец-то удалось выбраться в цивилизацию, сегодня стоим в бивуаке в городе Сан-Хуан. После трехдневной паузы мы увидели свои «технички», и сейчас люди работают с машинами. В течение суток мы не могли покинуть территорию Боливии в связи с сошедшим оползнем в горах. Двигались маршрутом из Боливии в Сальту (Аргентина). За это время на границе случился этот катаклизм и дороги закрыли. Прождав 20 часов, вчера мы окольными путями, через горы, сделали крюк в лишних 300 км и все-таки попали на территорию Аргентины, сегодня стартовали. День был достаточно жарким — около 50 градусов температура, участок почти в 570 км. Очень многие перегрелись. Сейчас полночь, а машины до сих пор продолжают финишировать. На самом деле — нелегкий день».
Грузовики
Экипажам Эдуарда Николаева и Дмитрия Сотникова из-за боковых порезов пришлось менять колеса, к счастью, это не сказалось на итоговом времени. После первой части они дотянули до зоны нейтрализации, а потом, порезав еще раз переднее левое колесо, Дмитрий Сотников доехал с пробоиной до финиша. Стабильно прошел этап и экипаж Айрата Мардеева. Штурман Айдар Беляев отметил, что пришлось решать много навигационных задач. Дважды им попадался метавшийся в поисках контрольных точек голландец Жерар Де Рой (IVECO), его отставание от ставшего сегодня первым Эдуарда Николаева составило в итоге 23 минуты 43 секунды и обеспечило камазовцам (Эдуард Николаев и Дмитрий Сотников сейчас, соответственно, первый и второй в общем зачете) довольно комфортный задел по времени на оставшиеся два этапа гонки.
Экипаж Антона Шибалова сегодня был не очень удачлив. Им приходилось выполнять функции автомобиля быстрой «технички», везти тяжелые запчасти и стартовать позже топа грузового зачета. После общего старта они оказались, как выражаются гонщики, в «гарнире» из отставших джипов и грузовиков. Проблем добавил разорвавшийся патрубок системы охлаждения. После ремонта залитых в систему всех имевшихся с собой запасов воды оказалось недостаточно. К счастью, мимо проезжал еще один российский участник Равиль Маганов (№ 378), выступающий в классе UTV, не пожалевший своих запасов питьевой воды. Сам Равиль сегодня был вторым в своем классе.
Эдуард Николаев рассказал про вчерашний этап: «Сегодня начался настоящий Дакар. Первая часть триал, интересный и насыщенный спецучасток, то, что мы встречаем на «Шелковом пути» и на этапах чемпионата России и раньше этого было много на «Дакаре». Думаю, сегодня будет хорош тот, кто имеет хорошую физическую форму. Мы старались ехать быстро и не сломать автомобиль». Сергей Вязович финишировал на 10-м этапе на 4-й позиции, Василевский — 6-й. Судя по результатам этапа, экипаж Вишневского сошел с дистанции, однако никаких новостей от команды на данный момент у нас нет.
Сегодня, 13 января, участникам предстоит пройти 11-й этап самого опасного ралли-рейда планеты «Дакар» из Сан-Хуан в Рио-Куарто (Аргентина). Общая протяженность дня — 759 км. Из них 292 км станут «боевыми» для зачета автомобилей и 288 км — для зачета грузовиков.