Сегодня утром в московском дилерском центре «Рольф», что на улице Обручева, прошел пресс-завтрак, где с докладом о положении дел выступила генеральный директор компании Светлана Викторовна Виноградова. Само собой, после презентации не обошлось без вопроса о запуске автомобилей под собственным брендом. Напомним, что эту тему в «Рольфе» обозначили еще осенью прошлого года. А в интервью Дрому весной нынешнего года Светлана Виноградова уточняла: «Если сосредоточить в одних руках завод, дистрибуцию и дилерскую сеть, то этот проект экономически целесообразен». Как оказалось, вскоре у «Рольфа» наконец-то может появиться свой завод: на днях с потенциальным продавцом был подписан NDA — документ о неразглашении, и в ближайшее время менеджмент «Рольфа» отправится на осмотр производственных помещений.
Мы поинтересовались, не собираются ли в «Рольфе» оживить «Ставрополь-Авто». Оказалось, что сборку машин компания планирует наладить ближе к Москве. Исходя из этой посылки, возникают два совершенно разных, но в равной степени обоснованных варианта. Во-первых, это бывший завод Mercedes-Benz, принадлежащий другому дилеру — «Автодому». Мы уже писали, что, по нашим данным, сборку автомобилей Exeed на нем фактически свернули, поскольку проект оказался убыточным. Это подтверждается и нашей статистикой: в первые три квартала нынешнего года на учет встали 3211 Эксидов подмосковной сборки, из них только 115 были выпущены в этом году. Короче говоря, если бы я был менеджером «Рольфа», присмотрелся бы к бывшему заводу Mercedes-Benz, тем более что здесь с относительно небольшими затратами можно возобновить сварку и окраску кузова.
Между тем наши конфиденты с куда более высокой долей вероятности утверждают, что речь идет о помещениях бывшего Серпуховского автомобильного завода, который юридически перестал существовать еще 10 лет назад. Сейчас на его территории размещается индустриальный парк «Серпухов». Инвестиций сюда требуется несоизмеримо больше, потенциальных поставщиков комплектующих рядом нет, зато добросить автомобили до Москвы можно быстро и недорого. В пользу этого варианта говорит география: Серпухов — это вотчина нынешнего владельца «Рольфа» Умара Назаровича Кремлева. К слову, одна из его компаний — «УНК Холдинг» в сентябре приобрела долю 51% в учредительном капитале тольяттинской фирмы «АТС-Авто», которая занималась переоборудованием автомобилей под метан.
Однако перейдем к анализу рынка, который предложили собравшимся журналистам. В начале года Светлана Виноградова говорила, что на дилеров давят огромные склады — по состоянию на 1 января 2025-го, по оценке «Рольфа», они составляли около 800 тысяч новых машин, завезенных из Китая. Из-за этого, по свидетельству гендиректора, в первом полугодии продажи новых машин у «Рольфа» были минусовыми. Положение несколько исправилось после вмешательства министра промышленности и торговли РФ Антона Алиханова. Весной на встрече в министерстве представители «Рольфа» с цифрами на руках показали зависимость доходов дилеров от доступности автомобиля. Мысль была проста: чем меньше заработает дилер, тем меньше денег он перечислит в бюджет, а «несбалансированный спрос приведет к общей проблеме в отрасли». По словам Светланы Викторовны, министр «очень хорошо отреагировал на полученную информацию» и разослал десяти китайским брендам письмо рекомендательного характера, в котором «попросил более взвешенно подходить к анализу рынка и иметь более сбалансированные объемы сбыта». Судя по всему, письмо министра Алиханова сыграло свою роль, и «на вторую половину года китайские бренды ставили более пессимистичные планы продаж». Это привело к тому, что от огромного стока начала года сейчас уже ничего не осталось, и рынок, по мнению Светланы Викторовны, вошел в стабильное состояние.
С опорой на этот отрадный факт гендиректор «Рольфа» предложила позитивный прогноз не только на конец 2025-го, но и на 2026 год. При продажах в этом году около 1,3 млн новых машин в следующем может быть продано 1,35-1,4 млн. При этом как минимум два крупных бренда, по мнению гендиректора «Рольфа», находятся в зоне риска — это GAC и Geely. Тот факт, что они еще не определились с российской сборкой, может заставить их покинуть наш рынок.
Кроме того, мы спросили о перспективах взаимодействия «Рольфа» с маркой Soueast, которая зашла на рынок чуть более года назад и весь год устойчиво набирала покупателей. Светлана Викторовна сказала, что сотрудничество с Soueast не рассматривается, потому что, несмотря на перспективы локализации (ОТТС на российскую сборку получен), у Soueast «нет больших объемов и доходности. Я думаю, что у них приходится менее 50 машин на один шоурум в месяц, но этого недостаточно для доходности». Спросили мы и о бренде Solaris, у которого заканчиваются машинокомплекты, притом что сборку седана HS (бывший Hyundai Solaris) прекратили еще в 2024 году. Светлана Виноградова подтвердила, что комплекты действительно на исходе, но она не располагает сведениями о дальнейшей судьбе бренда.
Интересный прогноз мы услышали по части изменения цен на новые автомобили в 2026 году: несмотря на очередное увеличение утильсбора с 1 января, по мнению гендиректора «Рольфа», «цены вырастут в пределах инфляции», но не больше. Такая позиция строится на сравнительных данных по реальным ценам на самые ходовые машины рынка. По данным «Рольфа», в 2025 году некоторые модели продавались даже дешевле, чем в 2024-м. Среди таких — Belgee X50, который потерял 12%: в 2024 году машину продавали за 2 083 131 рубль, в этом — за 1 830 433. Solaris HS потерял 7% в цене, Belgee X70 — 10%, Haval Jolion — 1%.
В части потери стоимости Светлана назвала лидерами привычные нам марки с прежних времен: Toyota, Hyundai, BMW. Из всех «китайцев» с пробегом в «Рольфе» хорошо продаются только Geely Monjaro и Haval Jolion.