Классическая кабина грузовиков «КАМАЗ» выпускается с 1976 года. Ее первая глубокая модернизация была проведена в 2009 году — тогда она получила стеклопластиковую панель передка, новые фары, бамперы, более комфортабельный салон и ряд других изменений. Однако комплексное улучшение этой кабины КАМАЗ задумывал еще в начале 80-х — издание «Вести КАМАЗа» опубликовало архивные документы о проекте.
Работы стартовали в 1981 году, их вел тогдашний шеф-дизайнер КАМАЗа Сергей Екимов. В проект был вовлечен дизайнерский отдел завода, часть инженеров и технологов.
Работу вели по нескольким направлениям: создание более комфортных условий работы и отдыха водителей, разработка двуспальной кабины, рестайлинг и модернизация ее внешнего вида и улучшение аэродинамики.
В 1984 году в СССР вступил в действие новый ГОСТ по организации рабочего места водителя грузовых автомобилей. Серийная кабина, которая была спроектирована ЗИЛом еще в 1967-69 годах, перестала по некоторым параметрам соответствовать его требованиям. В частности, нужно было минимум на 100 мм повысить крышу, поскольку внутренняя высота не отвечала новым стандартам.
В 1981-1984 гг. было изготовлено несколько поисковых натурных макетов модернизации кабины. На них отрабатывали салон с возможностью трансформации, козырьки над лобовым стеклом, высокую крышу и другие решения. Окончательный вариант подготовили в 1985 году. В нем переработали практически все детали экстерьера и интерьера — от входной ручки двери до педалей и рулевой колонки. Как вспоминает Екимов, в этом варианте были заложены цельноформованные обивки кабины и панели приборов, а также новые анатомические сиденья водителя и пассажира, аналогом для которых послужили немецкие сиденья Grammer. Впоследствии макетная кабина была установлена на одну из машин Управления главного конструктора и прошла полный цикл заводских испытаний.
В 90-е годы в серийном производстве были внедрены лишь некоторые детали этого проекта — повышенная крыша, угловые обтекатели кабины, солнцезащитный козырек. Бампер с прямоугольными фарами и обновленная панель передка также дошли до серийного выпуска. Однако комфортабельный салон так и остался в макете и в производство не пошел. В 2003 году КАМАЗы дополнительно получили новый пластиковый бампер.
Впрочем, накопленный в проекте опыт Екимову все же пригодился. Рестайлинг 2009 года, с которым кабина «КАМАЗа» выпускается до сих пор, разрабатывала принадлежащая Сергею фирма «Автодизайн». Завод обратился к нему по старой памяти, поскольку большая часть штатных дизайнеров, включая самого Екимова, уволились с завода еще в 90-е, самостоятельно потянуть такой проект завод уже не мог.
Напомним, что с 2013 года выпускаются также КАМАЗы с лицензионной кабиной от Mercedes-Benz Axor образца 2001 года. А в 2019 году с конвейера Камского автогиганта сойдут первые товарные машины перспективного семейства K5 — у них будут кабины от Mercedes-Benz Actros образца 2012 года.