Разделять автомобилистов на «любителей» и «профессионалов» в России начнут не ранее 2020 года, об этом сообщает ТАСС со ссылкой на Минтранс (он разработал новую редакцию законопроекта по этому вопросу).
По сообщению информагентства, ответственность для водителей, которые будут управлять автомобилем по найму без отметки о «профессиональной компетентности», определят после принятия указанного закона.
Бесплатных курсов для получения отметки «профессионал» в водительском удостоверении вводить не планируют. Профессионалам раз в пять лет придется подтверждать свою квалификацию.
Сейчас законопроект о разделении водителей на две категории проходит стадию общественного обсуждения. Он уже опубликован на госпортале проектов нормативных правовых актов. С 18 апреля по 6 мая идет его публичное обсуждение. Декларируемая цель: повысить уровень подготовки водителей-профессионалов, управляющих грузовиками, автобусами и такси.
Как отмечает издание «Ведомости», предложение связано с тем, что сейчас «любители» получают в автошколах избыточную информацию, не связанную с безопасностью дорожного движения. Например, об организации таксомоторных перевозок, на которые водитель категории «В» даже не имеет права. Однако действующий закон об образовании не позволяет применить избирательный подход к обучению водителей, поскольку сейчас все они находятся в одной категории — профессионалов. Специализация позволит вывести «любителей» из-под действия этого закона, они смогут тратить меньше времени на обучение в автошколе. Само обучение для них станет дешевле на 1,43 млрд в год, следует из пояснительных документов.
Обучение водителей-профессионалов по-прежнему будет считаться образовательным процессом, им придется улучшить свои знания. Издержки, связанные с дополнительным обучением, по оценкам разработчиков проекта, составят 1,66 млрд руб. в год.
Новое положение не коснется спецтранспорта — пожарной охраны, аварийно-спасательных служб или военного транспорта и т. п.
Первоначальный вариант законопроекта по разделению водителей на две категории Минтранс по поручению тогдашнего вице-премьера Игоря Шувалова подготовил еще в 2017 году. Однако тогда документ раскритиковали МВД, Минобрнауки и несколько общественных организаций, поэтому в начале 2018-го его отправили на глубокую переработку.