Итак, началось!
6 января из столицы Перу города Лимы стартовал 40-й по счету «Дакар». В отличие от предыдущих лет в этом году дата старта была перенесена на 6 января, что дало возможность всем участникам встретить Новый год в кругу семей, что для большинства стало весьма приятным сюрпризом. Об этом говорил еще на предстартовой пресс-конференции в Москве Владимир Чагин — тем не менее свой 47-й день рождения 5 января он отметил уже в Перу.
В прошлом году «Дакар» стартовал из Парагвая, сейчас же вернулся обратно в Лиму (старты «Дакар» здесь уже давались в 2012-м и 2013 годах), и спортивный директор гонки Марк Кома еще во время реконессанса обещал, что маршрут очень сложный и по своей сути будет серьезно отличаться от предыдущих лет. Ну а перед стартом он рассказал, что «участников ожидают самые разнообразные песчаные ландшафты страны, устанавливающие высочайшую планку мастерства для участников гонки с самого начала ралли. Боливийский участок традиционно требователен к физической подготовке и испытает на выносливость искателей приключений по полной. Но решающие этапы будут ждать участников в Аргентине, где “Дакар” с этапом “Супер Фьямбала” придет к своей самой трудной части».
Всего же в этом году протяженность маршрута составит более 8000 километров. В гонке примут участие 337 экипажей из 54 стран. Из них — 147 в зачете «Мото», и россиян среди них нет, 49 — в зачете «Квадро», и помимо действующего чемпиона Сергея Карякина (№ 240) здесь выступают еще Максим Антимиров (№ 265) и Дмитрий Шилов (№ 266) из Казахстана за команду «Астана». 92 экипажа стартовали в зачете внедорожников, и среди них два экипажа из Калининграда под российским флагом: Сергей Шихотиаров и Андрей Самарин (№ 339) и Иван Шихотаров и Олег Уперенко (№ 382). На багги выступают самое небольшое количество участников — всего 11 автомобилей; наших здесь тоже нет. Ну и, наконец, грузовики — 44 машины, среди них — четыре «КАМАЗа» Эдуарда Николаева (№ 500), Дмитрия Сотникова (№ 502), Айрата Мардеева (№ 507) и Антона Шибалова на быстрой техничке под номером 515. И, конечно, будем следить за командой «МАЗ»: Александр Василевский (№ 503), Сергей Вязович (№ 512) и Алексей Вишневский (№ 518). Не обошелся грузовой зачет и без своего традиционного участника Артура Ардавичуса, который выступает за команду «Астана» под номером 508.
Интересно, что в этом году в «Дакаре» принимает участие португалец Андре Виллаш-Боаш — бывший тренер питерского футбольного клуба «Зенит» в 2014-2016 годах, который взял паузу в футбольной карьере и решил попробовать себя на «Дакаре». Он выступает на автомобиле Тойота со штурманом Рубеном Фариа. Вообще его участие явно не случайно, так как его дядя также принимал участие в этом марафоне в 1982 году.
«Переключиться с футбола на гонки оказалось не так сложно, потому что я очень люблю машины и автоспорт, — сказал Виллаш-Боаш. — Мне нравится садиться за руль, жить жизнью гонщика, участвовать в брифингах с руководством команды, штурманами».
6 января. Первый этап. Лима — Писко: 272 км (СУ: 31 км)
6 января Дакар стартовал с более чем 240-километровой дорожной секции, за которой следовал спецучасток протяженностью в 31 км — и сразу песчаные дюны. Жесткие пески с неприятными кренами стали настоящей проблемой для новичков, многие повредили и полностью разбили свои машины. Проблема была еще и в том, что из-за стоявшего в зените солнца и отсутствия теней огромные дюны зрительно слились в однообразную песчаную массу и было сложно оценить глубину ям и остроту вершин дюн.
Сергей Карякин рассказал, что перуанские пески очень сильно отличаются от многих других песков, потому что они «раскатные». «Можно ехать быстро, у меня средняя скорость была порядка 115 км/ч, — сказал спортсмен. — Но, с другой стороны, они скрывают и много ловушек: например, была ситуация с мотоциклистом, который улетел вниз с 15-метровой дюны. Он упал и уже не мог встать, прилетели вертолеты, но продолжения истории я не знаю, к сожалению».
Зачет «Мото»
Победителем Пролога стал действующий чемпион Сэм Сандерленд на КТМ. Он на 33 секунды опередил главную звезду Yamaha Адриена ван Беверена. Представители Husqvarna и Honda Пабло Кинтанилья и Хоан Барреда Борт финишировали следом, проиграв лидеру меньше минуты. Победитель «Дакара-2016» Тоби Прайс занял лишь 14-е место.
Зачет «Квадро»
Одним из фаворитов этого зачета является чилиец Игнасио Касале, который и выиграл первый спецучасток. Сергей Карякин финишировал от него ровно в минуте.
Сергей Карякин: «Сегодня было много аварий, знаю, что многие участники не могли взять разные точки — но эта ситуация часто случается в начале гонки, когда люди еще не вкатаны и совершают ошибки. Я старался быть спокойным, не волноваться и, насколько знаю, финишировал сегодня вторым».
Зачет «Авто»
Здесь лучшим после финиша первого дня стал двукратный победитель «Дакара» катарец Нассер Аль-Аттия команды Toyota. Что же касается Peugeot, то для них старт «Дакара» сложился не самым лучшим образом: ни один из их автомобилей не сумел пробиться в первую десятку: Стефан Петерансель стал 11-м, Сирил Депре занял 15-е место, а Карлос Сайнс — 16-е. Но настоящий провал потерпел Себастьен Леб. На третьем километре после старта на автомобиле эльзасца возникли проблемы с тормозами. Девятикратный чемпион WRC добрался до финиша, но занял далекое 29-е место и проиграл пять с половиной минут Нассеру Аль-Аттие. Кстати, для него это, скорее всего, последний шанс одержать победу на «Дакаре»: Peugeot заявили, что со следующего года участие в этом марафоне они принимать не будут.
Стефан Петерансель: «Мне было некомфортно и не хватало уверенности, поэтому я ехал, как бабушка. На протяжении всего спецучастка я осторожничал. Мы уступили очень много времени Аль-Аттие — две минуты за 30 километров. Нужно войти в ритм, и тогда все будет нормально».
Экипаж Сергея Шихотарова финишировал на 62-м месте, Ивана Шихотарова — на 85-м.
Зачет «Грузовики»
Спецучасток был довольно коротким, поэтому естественно, что результаты на финише получились достаточно плотными. В финишном створе образовалось даже что-то вроде пробки из спортивных грузовиков. Тем удивительнее, что экипаж аргентинца Федерико Виллагры потерял более 16 минут предположительно из-за навигационной ошибки. Не менее опытный Артур Ардавичус, не взяв с ходу один из тягунов, был вынужден сдавать назад и преодолел подъем только со второго раза. В итоге казахстанец уступил показавшему сегодня лучшее время чеху Алешу Лопрайсу (TATRA) почти пять минут.
Экипажи «КАМАЗ-мастер» предпочли быть осторожными — экипаж Эдуарда Николаева показал третий результат (+0м29сек), экипаж Антона Шибалова — пятый (+1мин18сек), экипаж Дмитрия Сотникова — седьмой (+1м48сек), экипаж Айрата Мардеева — восьмой (+2м11сек).
Антон Шибалов («КАМАЗ-мастер», пилот, экипаж № 515): «Это даже не пролог, а полноценный спецучасток, который организаторы обычно делают либо во второй половине, либо ближе к середине гонки, когда экипажи уже успевают “вкатиться“ в гонку. Песок довольно коварный. Были и опасные места. Много обрывистых дюн, где выпрыгнуть можно было с последствиями. Поэтому мы сочли, что лучше перестраховаться и проехать этап, не рискуя понапрасну».
Той же тактики предпочли придерживаться и белорусские экипажи на МАЗах: «Сегодня мы не рисковали, но держали хороший темп. Пески широкие, незатычные, и мы много использовали езду боком — приятно было ехать, — рассказал Сергей Вязович. — Нам знаком этот участок — мы ехали его в 2013 году, но в обратную сторону».
ГРУЗОВИКИ. ПЕРВЫЙ ЭТАП
• 1. Алеш Лопрайс (TATRA) 00:25:15
• 2. Мартин ван Ден Бринк (Renault Trucks) +00:00:22
• 3. Эдуард Николаев (KAMAZ) +00:00:29
• 4. T. Van Genugten (IVECO)+ 00:01:11
• 5. Анон Шибалов (KAMAZ) +00:01:18
• 6. Сергей Вязович (MAZ) +00:01:46
• 7. Дмитрий Сотников (KAMAZ) +00:01:48
• 8. Айрат Мардеев (KAMAZ) +00:02:11
• 10. Алексей Вишневский (MAZ)+00:02:50
• 11. Александр Василевский (MAZ) +00:03:05
• 16. Артур Ардавичус (Iveco) +00:04:55
Справка. Ралли «Дакар-2018» в цифрах.
• Протяженность маршрута более 8700 километров, включая 4154 километра скоростных участков, 14 этапов
• 337 экипажей на старте: 105 джипов/42 грузовика/190 мотоциклов и квадроциклов из 54 стран
• 7 этапов проложено в песчаных дюнах
• 5 дней гонка будет проходить на высотах более 3000 метров над уровнем моря
• Маршрут гонки 2018 года включает в себя марафонский этап: между Ла-Пасом и Туписой (7-й и 8-й этапы) участникам всех категорий придется обойтись без технической помощи
• 29 стран принимали ралли-рейд за всю его 40-летнюю историю (три в Европе, пять в Южной Америке, 21 в Африке)
• 80 участников впервые стартуют на гонке
• По числу представителей на гонке лидируют французы, на втором месте — аргентинцы, на третьем — голландцы.
Чуть-чуть запаздывает видео от «КАМАЗ-мастер», но посмотреть все равно интересно:
7 января. Второй этап
7 января в 18.51 по Москве стартует второй этап ралли-марафона «Дакар». Его общая протяженность составит 278 км, а спецучасток займет бо́льшую часть: 267 км.
Вот как характеризует предстоящий этап команда «КАМАЗ-мастер»:
«Хороший штурман на этом этапе — это возможность оторваться от остальных участников... Для участников в категории “Авто” это означает, что не нужно стараться ехать по следам мотоциклистов. К счастью, риск застрять уменьшается за счет относительно прохладных утренних температур, но каньоны первых 40 километров СУ не будут подарком, равно как и серия дюн, которая следует за ними».
Фото: «Дакар» и пресс-служб команд.